Научная и практическая значимость проекта
Научная и практическая значимость проекта основывается на трех аспектах:
1. Фундаментальный аспект: в научной области, изучающей процессы и механизмы чтения, есть острая необходимость в кросс-лингвистических исследованиях с использованием метода айтрекинга (см. Siegelman и др., 2022; Kuperman и др., 2023). Кросс-лингвистические исследования необходимы для обновления теорий и моделей чтения, так как существующие теории и модели не учитывают лингвистическое разнообразие мира и построены исключительно на материалах романо-германских языков (Siegelman и др., 2022).
2. Методологический аспект: фундаментальное изучение когнитивных процессов, таких как чтение и понимание письменного текста невозможно без разработки валидных инструментов. Поэтому для достижения поставленной научной цели команда проекта разработает методику измерения навыка беглости чтения на татарском языке.
3. Практический аспект: при организации образовательной деятельности необходимо учитывать особенности процессов и механизмов чтения и понимания письменного текста. Такие знания об обработке текста непосредственно во время чтения позволят сделать акцент на морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях языка во время параллельного обучения чтению на нескольких языках. Практическая значимость разработки валидных инструментов измерения навыков чтения младших школьников на всех языках, которыми они владеют, обусловлена также необходимостью ранней идентификации трудностей в овладении навыками чтения.